«Другая природа» Андрея Мамаева

«Другая природа»  Андрея Мамаева

13.02.13 в 18.30 состоится открытие выставки живописи Андрея Мамаева «Другая природа». Это совместный проект Галереи 14/45 и Интеллектуального клуба «Nontri vial Club». Художника и его работы представят искусствовед Изабелла Белят, магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь и профессор СПбГУ Борис Аверин.

Это первая в России персональная выставка петербургского живописца, предыдущая с большим успехом прошла в США (Нью-Йорк, «Ten43 Gallery»).

Выставка работает с 12 до 17.00 мск, выходной — воскресенье.

Смотреть и видеть

Закономерно, что появление фотографии совпало с возникновением авангарда, когда естественным образом разделилась фиксация факта и его осмысление и переживание, передача поверхности явлений и их глубинного существования. Но довольно скоро художники оценили фотографию, как способ точного и быстрого зрительного восприятия, и более того, обнаружили, что снимок может заменить собой натурный этюд. Уже Энгр писал один из своих портретов по фотографии, а позже и Пикассо этим не пренебрегал.

Фотографирование обостряет зрение, концентрирует внимание и представляется особенно важным для художников так преданно привязанных к природе, как Андрей Мамаев. Холодная отстраненность его пейзажей и скрупулезный педантизм исполнения вводят в заблуждение – рукотворны ли эти работы… Но очень дробная, шевелящаяся поверхность выдает живое прикосновение человеческой руки.

Этот художник наделен какой-то особой сверхчувствительностью глаза, позволяющей ему воспринимать материю чуть ли не на уровне микроэлементов. Вглядываясь в паутину хрупких, легких мазков можно почувствовать процессы органической трансформации, взаимопроникновение стихий – земли, воды, воздуха, света… Мамаев умеет настроить зрение, в том числе и зрителя, на восприятие тончайших сухих былинок, повисающих в атмосфере, искрение послепожарной черной копоти, своим поистине миниатюрным письмом передать тона мглистой снежной пыли.

Все это могло бы показаться виртуозной технологичностью в духе фотореализма, если бы не было частью определенной художественной системы — строгого живописного аскетизма. Автору близка приглушенная, затаенная жизнь природы, когда краски ее блекнут, свет гаснет, пространство пронизывает жесткая сеть черных, колючих ветвей и сухой травы и в облике ее проступает четкая графичность.

Утверждение Ролана Барта: «Я верю в реализм, в искусство буквальное… в освоение «поверхности» мира, а не только его глубинных типов и сущностей», конечно, спорно, но очень актуально в данном случае.

Искусствовед Изабелла Белят

Комментарии:

1 Comment

  1. Спасибо организаторам выставки Андрея Мамаева. Получила огромное удовольствие от пейзажей талантливого художника. Картины с ювелирной точностью передают загадки природы.
    19.02.13г.

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.