Гержедович в миру и миры Гержедовича

Гержедович в миру и миры Гержедовича

Говорят, где-то далеко-далеко, есть гора Юньти. На этой горе живет старик-садовник, седой как лунь. Его белая борода так длинна, что волочится по земле. Когда луна проплывает над вершиной Юньти, он часто взбирается на луну, чтобы отдохнуть немного.

Китайская сказка

Мне кажется, что выставка Ярослава Гержедовича совсем не случайно попадает к довольно интересному промежутку времени, когда одни с тревогой ожидают очередного, твердо предсказанного (на этот раз календарем Майя) конца света, а другие радостно готовятся к началу Рождества и Нового года.

Само это время удивительным образом связано с выпадением из ежедневной рутины и готовностью принимать события и проишествия, которые обычно не случаются. А именно на этом допущении построены миры Гержедовича. Случайность не способна помешать или сбить его с пути поскольку этой случайностью он сам и управляет, обладая даром создавать визуальные миры, которые подобно гамельнскому  дудочнику завороживают и увлекают за собой. Эскапизм — побег от скучной действительности в мир иллюзий — и есть его авторский секрет.

Миниатюра для видео

Галерея 14/45 | Открытие выставки Ярослава Гержедовича

Ареал героев практиковавших этот метод достоин восхищения. Сюда попадают и король Людвиг Баварский (построивший волшебный замок Нойшванштайн) и удивительный музыкант Сид Баррет (написавший самые завораживающие мелодии PinkFloyd) и, конечно же писатели фэнтези —  Клайв Льюис (автор «Хроник Нарнии») и Джон Р. Р. Толкин (автор трилогии «Властелин колец»). Толкин вообще-то рассматривал бегство от реальности в миры, порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. А друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность. Не будем излишне критичны к методу и мы, а лучше сладостно пустимся в визуальное путешествие.

Картины и графика Гержедовича обычно небольшого формата. Он использует тушь, акрил, темперу, скрупулёзно нанизывая мазок к мазку и линию к линии. Метод этот ужасно трудоемок и каждая работа создается довольно медленно, постепенно вырастая как история. Мир, построенный художником объемен и разработан в мелочах, но как и в романах мы периодически натыкаемся на уже знакомых персонажей: странников, пересекающих пустынные ландшафты, сказочных рыцарей, вырастающих из скал, призрачные средневековые города, сторожевые башни, порталы в неизвестный и загадочный мир, туманные горизонты, карты заброшенных миров, королей, воинов, оруженосцев, самураев, египетских жрецов, звездочетов, волшебников, «брейгелевских» крестьян.

В этих мирах нет точного времени и границы, с одинаковой легкостью «средневековая» сказочность проявляется и в роли вполне современных нам железнодорожных полустанков, брошенных домов-одиночек, пустынных индустриальных зон и миров пост-апокалипсиса хорошо знакомых по фильмам и компьютерным играм. Появляется там и сам автор. Как в знаменитой картине одного из отцов живописного романтизма — Каспара Давида Фридриха он тоже находится в начале пути, замерев над бездной на границе туманной неизвестности.

На последок стоит отметить, что само, выбранное автором, название выставки «33 способа сбежать от реальности» как и нумерологический факт включения в нее ровно 33-х произведений еще раз подчеркивает все выше сказанное.

Дмитрий Пиликин

 

Комментарии:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.