Юрий Рысухин «Однажды в России»

Юрий Рысухин «Однажды в России»

13 апреля в 18.30 в нашей галерее состоится открытие выставки «Однажды в России». Юрий Рысухин – художник из Оренбурга, чья известность давно перешагнула за пределы родного края. Он – заслуженный художник Российской Федерации, его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, во многих других музеях России. Формирование мастера пришлось на 70-е годы. Его вдохновителями были Дмитрий Жилинский и Виктор Попков, — и каждый из них по-своему отозвался в творчестве. Темпера на левкасе, — техника, в которой преимущественно работает Рысухин, — родовая стихия школы Жилинского. Причастность к ней подтверждает и особое состояние диалога с высокими образцами искусства Ренессанса, в котором постоянно находится художник. От Попкова он унаследовал особый дар замечать в прерывистой, шероховатой ткани повседневности просветы глубинного бытийственного слоя.
Сюжеты Рысухина – русская бытовая проза. Размеренная жизнь провинции сама собой плавно перетекает в его картины. В их волшебном пространстве ее ждет чудесное мифо-поэтическое преображение. Художник не запечатлевает события, его персонажи просто занимают свои обычные места в пейзаже или в интерьере, они заняты повседневными делами, а то и вовсе задумчиво бездействуют. Но вдруг, в как бы случайном стоп-кадре, положение фигур, антураж, очертания ландшафта, совпадают с контурами культурного мифа, которым уже стали сюжеты Брейгеля, Кранаха или братьев Лимбург.
Рысухин – искусный режиссер, его игры в классику интеллектуальны, но не умозрительны. Мотив дежа вю, как и все в его картинах, звучит непринужденно и лишен высокопарности. Связь его образов с реальностью эстетически опосредована, но никогда не прерывается. Персонажи Рысухина живут на земле, хотя гравитация в его мире немного слабее: их ручной труд ритмичен, ладен, и даже в усталости они грациозны. И конечно, они живут сегодня, пусть лошадки и прялки не столь часты в современном быту. Приметы нашего времени не скрыты, но и не акцентированы, автор вводит их исподволь, под сурдинку. Нет-нет, да и мелькнет современный костюм в толпе праздных бюргеров, а в группе простодушных пейзан затеряется типаж, которого точно не было у Брйегеля. Но и беглых намеков достаточно, чтобы зритель мог почувствовать родство с идеализированным картинным миром. В конце концов, не так уж и важно, когда все это происходит, ведь моменты, которым Рысухин посвящает свои картины, повторяются из года в год, из жизни в жизнь. Череда сезонов, цикличность крестьянского труда и праздников, смена возрастов, — то, в чем мы остаемся частью природы, и поэтому, — помимо нашего желания, — гармоничны.
Гораздо важнее для художника место действия. Определенно, это Россия, хоть гористый рельеф Оренбуржья и расходится со стереотипом русского пейзажа, сформированным равнинами и плавными холмами средней полосы.
Художнику дороги реликвии седой старины, которые хранятся в традиционном быту. Его русские «венеры» и «мадонны» образцово и просто мечтают за прялками и медлят за чисткой грибов в своих сказочных горницах. Художник любовно украшает их расписными филенчатыми шкафчиками, резными зеркалами, узорными половичками, по последнему слову сказочной техники оснащает дорически величавыми печами.
В картинах Рысухина будничная жизнь «в миру» очищается от шума и суеты, оборачивается степенным бытованием в мифе, а миф – оживает. Этому преображению безоговорочно веришь, ведь сам художник так заразительно любуется сотворенными им образами. Любование, — пожалуй, это простодушное, теплое слово точнее всего описывает встречу с его творчеством.
Любовь Шакирова

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.